01 Дек 2011 Современные технологии: проблемы виртуальной реальности

Меня тревожит одна мысль: если что-то столь безобидное, как воображение уроков фортепьяно, провоцирует видимые изменения в строении мозга, а, значит, и небольшие изменения в действиях человека, какие изменения принесут мозгу компьютерные игры, полные насилия? Доводы подростков о том, что это всего лишь игра, перестают быть убедительными в этой перспективе.

Становится вполне определенным факт того, что двумерная реальность экрана, столько привычная для большинства молодежи и взрослых, влияет на наше поведение. Сред проблем виртуальной реальности можно назвать падение способности концентрировать внимание, ослабление навыков личностного общения, существенное снижение способности думать абстрактно.

Поколение «компьютерных игроков» воспринимает мир глазами, натренированными на экран. Получается нечто подобное: ничего не случилось, пока оно не появилось в фейсбуке или YouTube.

Прибавьте к этому огромное количество личной информации, которую люди хранят в сети Интернет – даты рождения, свадьбы, телефонные номера, фото и видео. Очень сложно сказать, где лежат границы конкретной личности. Понятно одно: в виртуальной реальности эти границы меркнут.

Они станут еще более размытыми, когда и если миру станут доступны неврочипы. Эти микроскопические приборы существуют за счет того, что нервные клетки и кремниевые чипы могут прекрасно сосуществовать, позволяя установить физическую связь между электронным миром и человеческим телом. Один из моих сотрудников недавно предложил такую идею: имплантировать добровольцу слуховой аппарат (устройство, которое преобразовывает звуковые волны в электронные импульсы, позволяя глухим слышать) и микрочип, вмонтированный в череп, преобразовывающий мозговые волны в слова (прототип еще находится на стадии исследований).

Затем, если подсоединить оба прибора к беспроводной сети, мы дойдем до точки, в которой рассказы научных фантастов становятся реальностью – чтение мыслей.

Он, конечно, шутил. Но как долго эта шутка останется лишь шуткой?

Современные технологии уже произвели необратимый сдвиг в образе наших мыслей и поведении, в особенности среди молодежи.

И все же, я не должна говорить об этом так критично, потому что сам предмет разговора находится в сфере удовольствия. Для некоторых удовольствие – это вино, женщины, музыка и песни, для других – это секс, наркотики и рок-н-ролл. А сегодня, для миллионов – это бесконечные часы компьютера и интернета.

Раньше, каким бы не было Ваше личное удовольствие (включая занятия спортом), оно считалось полезным времяпрепровождением, добавляло что-то к Вашей личности, означало новые навыки. Это было частью нормальной, здоровой жизни. Но о сегодняшнем дне этого сказать нельзя – и эта одна из самых важных проблем виртуальной реальности.

Теперь, когда технология и фармацевтика находят все новые способы напрямую влиять на человеческий мозг, удовольствие становится самоцелью для многих, в частности для молодых.

Очень может быть, что в данный момент мы выращиваем гедонистическое поколение, которое живет лишь моментом возбуждения, вызванным искусственной реальностью. С нашей точки зрения, оно стоит перед риском окончательно оторваться от того, что мы называем реальным миром.

Эта тенденция не на шутку меня тревожит. Вам скажет любой алкоголик или наркоман – вечно пребывать в экстазе нельзя, в один прекрасный момент наступит «похмелье». Я, конечно, не утверждаю, что компьютерные игры вызывают зависимость (просто потому, что у нас до сих пор не хватает исследований на эту тему), и я сердечно голосую за образовательные компьютерные игры для молодого поколения, которые помогают им тренировать маленькие серые клеточки в мозгу.

Что касается моих исследований болезни Альцгеймера, то их результаты четко показывают, что когда речь заходит о наиболее высоких функциях мозга, можно с уверенностью сказать: «либо используешь, либо теряешь».

Тем не менее, некоторые игры действительно вызывают зависимость, и их наиболее страстные поклонники иногда демонстрируют все её признаки.

Доказательством некоторого разрушительного воздействия компьютерных игр, телевизора и пр, служит небывалое учащение синдрома нарушения внимания и гиперактивности, который вызвал бум применения Риталина (медикамента, помогающего концентрировать внимание).

И все же будущее выглядит не так пессимистично. Может, это звучит странно, но в открытии факта гибкости и пластичности мозга кроется великий потенциал. Не можем ли мы создать среду, в которой мозг будет развиваться в небывалых масштабах и с пользой для всех?

Я не верю, что ученые найдут способ манипулировать мозгом так, чтобы все люди на планете вдруг стали умными (скорее всего, дешевле и эффективнее будет исправить систему образования). Мне также не кажется, что существуют искусственные способы для того, чтобы все человечество достигло счастья – по крайней мере, они точно не заключаются в анестезии против грусти и депрессии, которые являются естественными состояниями человека.

Если умрет любимый человек, я хочу быть способной плакать.

Тем не менее, мне кажется, что в одном направлении существует потенциал. Я думаю, что в один прекрасный день мы сможет разработать стимулы для развития творческого начала, которое, несомненно, является наивысшим проявлением человеческой индивидуальности.

Новые исследования в области мозга могут открыть нам новые горизонты. Может быть, мы сможем понять, какие процессы формируют индивидуальное человеческое сознание.

И все же не стоит бездумно относиться к рискам и проблемам виртуальной реальности и современных технолгий, которые уже стоят перед нами, хотим мы видеть их или нет.

Личность и индивидуальность – то, что определяет человека, стоит на пороге перемен, хороших и плохих. Наши дети и внуки точно не скажут нам спасибо, если мы не начнем хотя бы задумываться над этим уже сегодня.

Автор: профессор Сюзан Гринфилд

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Похожие статьи:

  1. Современные технологии: сознание и мозг.
  2. Технологии текстильной промышленности: опасные вещества
  3. Саргассы и проблемы мирового океана
  4. Влияние сцен с сексуальным контекстом на детей и подростков
  5. Страшное похмелье? Возможно, алкоголь – только половина проблемы
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
Leave a Reply

XHTML: You can use these tags:<a href= title=> <abbr title=> <acronym title=> <b> <blockquote cite=> <cite> <code> <del datetime=> <em> <i> <q cite=> <strike> <strong>