01 Сен 2011 Почему мы смотрим телевизор?

смотрим телек

Современное общество смотрит телевизор ужасающе много. Телепродюсеры и владельцы телеканалов объясняют данный факт тем, что людям очень нравятся их творения и, таким образом, они сами решают проводить свободное время перед экраном. На самом деле, данная позиция довольно слабо отражает реальную ситуацию, поскольку люди, которые много смотрят телевизор зачастую недовольны этим и признают, что стоило бы поделать что-нибудь еще для разнообразия. Так почему же нельзя смотреть телевизор так много?

Для того, чтобы исследовать, как телевидение влияет на нас на самом деле, группа исследователей подготовила эксперимент, в ходе которого они отмечали показатели мозговых волн, состояния кожи и сердца людей, смотрящих телевизор. С целью исследовать поведение и самочувствие людей в условиях реальной жизни, они провели опыт с пейджерами. Каждый участник эксперимента носил с собой пейджер и, получая сообщение, должен был заполнить специальную карточку, указав в ней, что он делал в данный момент и как себя чувствовал. Сообщения отправлялись в случайном порядке восемь раз в день в течении недели.

Как и можно было ожидать, люди, которые получили сообщения во время просмотра телевизора, отметили в анкете, что чувствовали себя расслабленными и спокойными. Измерения мозговых волн показали, что во время просмотра телевизора мозг работает значительно меньше, чем во время, например, чтения.

Более интересным фактом является то, что чувство расслабления пропадает в тот самый момент, когда человек выключает телевизор, в то время как мозг еще долгое время остается пассивен. Участники исследования утверждали, что телевизор «поглотил всю их энергию», и что им было намного сложнее сконцентрироваться после просмотра, чем до него. Для сравнения: после занятий спортом, чтения, прогулок и других активных хобби, люди отмечали значительное повышение настроения. После просмотра телевизора настроение было таким же или хуже.

Участники эксперимента утверждали, что чувствовали себя более раслабленно уже после нескольких секунд, проведенных перед телевизором. Поскольку расслабление приходит очень быстро, люди ассоциируют просмотр телевизора с отдыхом и избавлением от напряжения. Данная ассоциация подтверждается, поскольку человек остается расслабленным все то время, пока он смотрит телевизор. Затем происходит удивительная вещь: мы выключаем телевизор, к нам возвращаются практически мгновенно все напряжение и стресс, и в нашем подсознании ассоциация телевизора с расслаблением снова подтверждается! Так рождается телезависимость.
Наркотики и лекарства, вызывающие зависимость, вырабатывают привыкание абсолютно таким же способом. Зависимость вызовет успокоительное, которое быстро покидает тело, именно потому, что человек, принимающий его, чувствует и осознает тот момент, когда “лекарство” перестает действовать. Таким образом, подсознательное убеждение, что вместе с выключенным телевизором расслабление испарится как дым, заставляет нас оставаться дольше перед голубым экраном.
И вот рождается ирония телевизора: люди смотрят его намного больше, чем планируют, хотя продолжение просмотра не приносит необходимо эффекта. Согласно исследованиям, чем больше люди сидели перед телевизором, тем меньше удовольствия они получили от просмотра. Одной из причин этого показателя было чувство вины за потраченное время, причем представители «интеллигенции» были более склонны испытывать данное чувство, чем представители трудовых классов. Интересная вещь: различие по критерию образования и интеллекта определяло только наличие чувства вины, но не выбор телепердач и общее время просмотра.
Что же такого в телевизоре, что нельзя глаз отвести? От части, невозможность отвлечься от телевизора объясняется естественным «рефлексом ориентации в окружающем пространстве». Данный рефлекс был впервые описан выдающимся ученым, академиком И.П. Павловым как инстинктивная реакция на любой внезапный или новый внешний стимул.  Он является частью нашего эволюционного наследия – встроенной чувствительностью к движению и выявлению потенциальной опасности. При данном рефлексе обычно можно наблюдать расширение кровеносных сосудов, ведущих к мозгу, замедление сердечного ритма и сужение сосудов, ведущих к основным мышечным группам. Волны Альфа (мозговое излучение) блокируются на несколько мгновений прежде чем вернуться на привычный уровень, определяемый общим уровнем мозговой активности. Попросту говоря, мозг сосредотачивает свое внимание чтобы собрать больше информации, в то время как тело замирает в ожидании.
В 1986 Байрон Ривс из Университета Стендфорд, Истер Торсон из Университета Миссури вместе с группой ученых начали исследовать, как различные визуальные эффекты телевидения – кадры, монтаж, переключение на другой ракурс, приближение и отдаление картинки, внезапное звуковое сопровождение – вызывают срабатывание бессознательного рефлекса ориентации в пространстве, тем самым сохраняя внимание зрителя на экране. Изучая влияние визуальных и звуковых эффектов на мозговые волны, ученые заключили, что данные «уловки» действительно включают бессознательные рефлексы, «обеспечивая внимание за счет необходимости вычислять движение, происходящее в окружающей пространстве… Таким образом, форма, а не содержание телепередач, привлекает наше внимание.” Так вот почему мы смотрим телевизор!

Срабатывание рефлекса ориентации в окружающем пространстве может частично объяснить такие замечания как: “Если рядом есть включенный телевизор, я просто не могу оторвать от него глаз,” “Я не хочу смореть телевизор, но все равно смотрю и ничего не могу с этим поделать,” и “Телевизор будто гипнотизирует меня”. С тех пор как Ривс и Торсон опубликовали свою работу, исследователи довольно глубоко развили данную тему. Так, работа научной группы Анни Ланг из Университета Индианы показали, что ритм сердцебиения замедляется на четыре-шесть секунд после появления стимула, вызывающего рефлекс. В рекламах последовательность кадров и музыкального сопровождения очень часто меняется раз в секунду, таким образом постоянно заставляя срабатывать рефлекс ориентации в пространстве и вызывая наше непрерывное внимание.
Ланг и её коллеги исследовали также, влияет ли визуальное и звуковое оформление на память людей и, конкретно, запоминание того, что они увидели. В одном разделе данного исследования участники просмотрели программу, а затем заполнили анкету о том, что они увидели. Повышая частотность смены ракурса – в исследовании это определено как переключение с одной камеры на другую при показе одной и той же сцене – повысило уровень восприятия и запоминания, предположительно за счет постоянной стимуляции внимания. Повышение частотности смены сцен(монтажных кадров) – переключения с одной сцены на другую – произвело похожий эффект, но в меньшей степени. А вот если количество смен сцен (монтажных кадров) превышало 10 в 2 минуты, восприятие и запоминание резко ухудшались.

Продюсеры образовательного телевидения для детей обнаружили, что визуальные эффекты способствуют процессу обучения. Но повышенное количество сцен и смен ракурсов переполняет мозг. Вот как работает реклама: клипы и ролики, в которых представлена быстрая последовательность несвязанных контекстом сцен, разработаны с целью поддерживать напряженное внимание, а не доставлять информацию. Люди, в таком случае, запоминают группу или продукт, но детали самого ролика испаряются из памяти моментально.  Наш рефлекс ориентации чрезвычайно перегружен. Зрители по-прежнему не могут оторваться от экрана, но чувствуют себя усталыми и выжатыми, а психологическая награда за это ничтожно мала.
Иногда память о продукте очень тонка. Многие рекламные ролики сегодня специально запутаны: они представляют очень интересную последовательность сцен, но в конце сложно сказать, а что же все-таки реклама пытается продать. Впоследствии, Вы вряд ли будете помнить продукт сознательно. Тем не менее, агенты рекламы полагают, что если они привлекли Ваше внимание, позже, когда Вы придете в магазин, Вы почувствуете себя лучше, купив определенный продукт – сработает смутное ощущение, что Вы о нем слышали. Ну чем не манипуляция? Я, например, до сих пор не могу отделаться от болезненной привязанности к блендамету.
Звук и свет телевизора привлекает людей с самого раннего возраста. Дафна Лэмиш из Университета Тель Авива описывает детей шести-восьми недель, реагирующих на включенный телевизор. Исследователи наблюдали за детьми несколько старшего возраста, которые, лежа на полу на спине, с трудом разворачивали головы на 180 градусов, чтобы посмотреть на мерцающий свет телевизора в оконном проеме. Эти факты доказывает, насколько глубоко в нас сидят эти рефлексы.
В 1997, в ходе одного из самых шумных случаев влияние телевидения в истории, около 700 японских детей были привезены в срочном порядке в больницы с симптомами «эпилептического удара, вызванного оптическими эффектами», спровоцированного яркими вспышками в программе Покемон, транслируемой по японскому телевидению. Родители сообщили, что быстрое движение на экране вызвало приступ у детей всего лишь за 15 минут просмотра. Многие подростки с нехваткой самоконтроля, опыта (а зачастую, элементарно наблюдения взрослых) продолжают смотреть Покемон несмотря на эти симптомы.

Источник: исследование Роберта Кубей и Михали Ксизентмихалий

Статья “TV  Addiction Is No Mere Metaphor”

SIENTIFICAMERICAN.com

Ваш e-mail:*
Ваше имя:*

Похожие статьи:

  1. Ребенок и телевизор
  2. Альфа волны мозга
  3. Телезависимость
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
Leave a Reply

XHTML: You can use these tags:<a href= title=> <abbr title=> <acronym title=> <b> <blockquote cite=> <cite> <code> <del datetime=> <em> <i> <q cite=> <strike> <strong>